Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.input_encoding is deprecated in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/settings/config.php on line 226

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.output_encoding is deprecated in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/settings/config.php on line 227

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.internal_encoding is deprecated in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/settings/config.php on line 228

Deprecated: Non-static method Helper::getRoleNameById() should not be called statically in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/system/Controller/Action.php on line 100

Deprecated: Non-static method Helper::getFalseOrResult() should not be called statically in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/models/PagesModel.php on line 48

Deprecated: Non-static method Helper::getFalseOrResult() should not be called statically in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/models/PagesModel.php on line 127

Deprecated: Non-static method Helper::getFalseOrResult() should not be called statically in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/models/PagesModel.php on line 127

Deprecated: Non-static method Helper::getFalseOrResult() should not be called statically in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/models/PagesModel.php on line 127

Deprecated: Non-static method Helper::getFalseOrResult() should not be called statically in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/models/PagesModel.php on line 127

Deprecated: Non-static method Helper::getFalseOrResult() should not be called statically in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/models/PagesModel.php on line 127

Deprecated: Non-static method Helper::getFalseOrResult() should not be called statically in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/models/PagesModel.php on line 127

Deprecated: Non-static method Helper::getFalseOrResult() should not be called statically in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/models/PagesModel.php on line 127

Deprecated: Non-static method Helper::getFalseOrResult() should not be called statically in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/models/PagesModel.php on line 127

Deprecated: Non-static method Helper::getFalseOrResult() should not be called statically in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/models/PagesModel.php on line 127

Deprecated: Non-static method Helper::getFalseOrResult() should not be called statically in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/models/PagesModel.php on line 127

Deprecated: Non-static method Helper::getFalseOrResult() should not be called statically in /home/u222747/freelance-school.ru/www/application/models/PagesModel.php on line 127
Добро пожаловать в Голливуд


Имя и Фамилия
Контактный телефон
Электронная почта
Текст вопроса
отправить













Добро пожаловать в Голливуд

Александр Ширышев

С разрешения Александра Ширышева публикуем его замечательную статью «Добро пожаловать в Голливуд», где он рассказывает не только про свой взгляд на фриланс и фрилансеров, но и проводит интереснейшее сравнение дизайн-индустрии с киноиндустрией, что собственно и дало название этой статье.

первая часть
Как дизайнер может работать на себя
Какие есть варианты у дизайнера, который больше не хочет «работать на дядю»? Здесь и далее под дизайнером будем понимать представителя любой творческой профессии, в том числе дизайнера, иллюстратора, верстальщика, копирайтера, шрифтовика, фотографа и даже стратега.

Ронин
Нет безработных дизайнеров, есть дизайнеры-фрилансеры. Даже если дизайнер сидит дома без заказов, всё равно он с гордостью и чувством собственного достоинства может говорить, что он — ландскнехт, вольный стрелок, рыцарь без страха и упрёка. Даже лучше — гордый бедный самурай-ронин, как в фильмах Куросавы. Он может быть очень опытным, владеть разными видами оружия и иметь шрамы от многих битв. Но самураев вокруг много, и каждый норовит работать за миску риса, поэтому надо быть ещё и очень хорошим торгашом, то есть уметь убеждать заказчика в том, что твои услуги самые первоклассные и стоят дороже миски риса. Не каждый гордый самурай умеет расхваливать свой меч. Как гласит старая японская пословица: кому-то острый клинок, кому-то острый язык. В сочетание этих качеств верится с трудом. А если самурай хороший торгаш, то возникает естественный вопрос: что он делает среди самураев? Ведь давно известно, что продавать других намного выгоднее. Прибыль значительно возрастает, когда человек эксплуатирует человека.

Коворкинг
Сейчас очень популярна мысль о том, что если несколько фрилансеров соберутся вместе и образуют креативную шайку, то выживать им станет намного легче. Предполагается, что шайка эта будет без атамана (хватит! натерпелись! анархия — мать порядка!). Вообще творческий человек в массе своей довольно наивен. Он живет в каком-то своём мирке и — складывается такое ощущение — не догадывается о некоторых аспектах человеческих взаимоотношений, которые выходят за рамки творческого сотрудничества. Между тем, даже регламентированные взаимоотношения двух людей — это постоянный конфликт интересов. Что же говорить о нерегламентированных взаимоотношениях сразу нескольких творческих индивидов? Тушите свет. Если коворкинговая шайка не развалится из-за мелких склок в духе «почему Вася вовремя не заплатил за аренду?», то рано или поздно там найдётся свой атаман, который превратит эту схему в...

Свой бизнес
Из творческой братии нет-нет да выбивается самородок или парочка, которые умеют и любят продавать свои услуги. Рано или поздно они приходят к мысли об организации творческого коллектива под своим чутким руководством, проще говоря, об эксплуатации способностей и талантов тех, кто продавать свои способности не умеет. Но тут появляется следующая засада: уметь продавать и уметь организовывать N людей в слаженный и эффективный механизм — не одно и то же. Организовать бизнес-модель из 5 человек — это одно (семья), из 25 — другое (артель), а из 125 — третье (фабрика). Будем милосердны, забудем про коллективы из 2500 человек (корпорация). Многим вчерашним дизайнерам, возмечтавшим о стезе большого босса, оказывается не по зубам организовать не только фабрику, но и артель. Каждый раз, когда компания вырастает физически, она должна усложняться конструктивно, системно и социально. Не каждому руководителю хватает способностей перешагнуть одну стадию и эффективно двигаться в направлении другой, что-то делегировать, куда-то не соваться со своим единственно правильным мнением. Одного пальца на руке хватит, чтобы пересчитать исконно российские дизайн-студии, которые перевалили рубеж в 100 человек (с соответствующим оборотом денежных средств). Кому-то такие обороты просто не нужны. Для кого-то домик под Москвой и новенький джип — предел мечтаний. Кто-то просто боится рано поседеть. Всё-таки бизнес — штука нервная. Есть ли ещё какие-то варианты неплохого заработка, в которых дизайнер может быть избавлен от необходимости проходить суровую школу российского предпринимательства?

вторая часть
Добро пожаловать в Голливуд
Между киноиндустрией и дизайн-индустрией много общего, но при этом они расходятся в одном ключевом моменте: организации производственного процесса.

Дизайнер = актёр. Во-первых, актёр учится, чтобы стать хорошим актёром. Всё-таки для этой профессии пока не достаточно мужественного подбородка с ямочкой и бюста третьего размера, хотя нас уже много лет пытаются убедить в обратном. (И вообще, давайте здесь забудем про особые способы продвижения по карьерной лестнице). Актёр в начале своей карьеры получает маленькие роли, много и тяжело трудится, участвует в кастингах, соглашается работать за смешные гонорары. Короче, по крупицам создаёт своё портфолио, которое критики потом назовут «фильмографией». Самое главное — и актёр, и дизайнер продают свои способности и таланты.

Творческий директор = директор картины (режиссёр). Несмотря на то, что функции творческого директора в разных студиях различны и находятся в прямой зависимости от его финансовых интересов, суть всегда одна: творческий директор — режиссёр творческого процесса, «главный на площадке». Когда актёр становится звездой, он может позволить себе совместить несколько ролей в команде: например, быть ещё режиссёром и сценаристом, т.е. директором картины, автором сюжета, а зачастую и автором оригинальной идеи фильма. Умные люди, как правило, для этого получают дополнительное образование; нахалы, конечно, пытаются оседлать режиссёрское кресло нахрапом. Сколько раз мы видели ситуацию, когда хороший актёр снимает посредственное кино, да ещё посредственно в нём играет, потому что «седалища не хватило». Несложно провести параллели с посредственными творческими директорами, выросшими из дизайнеров.

Дизайн-проект = кинопроект. И в том, и в другом случае решаются вполне конкретные задачи: коммерческое кино должно развлекать, коммерческий дизайн должен продавать. И в том, и в другом случае над проектом трудится группа творческих специалистов. Рано или поздно пройдут те времена, когда дизайнер-одиночка рисует логотип, бланк, визитку и прощается с неприхотливым клиентом. Дизайн «сам по себе» постепенно уступает место брендингу — комплексу стратегических и творческих работ непосильных для одного человека.

Состав команды для кинопроекта зависит от бюджета и задач, которые ставятся перед картиной. Индустрия с миллиардными оборотами породила идеальную схему взаимодействия творческих людей. Киностудии в данном случае выступают в роли материальной и юридической базы, но не места постоянной работы. Ключевая роль в организации и запуске кинопроекта отведена продюсеру.

Продюсер (англ. producer, от produce — производить) в кинематографе — это доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Он также принимает активное участие в подборе актёров, технического персонала. Продюсерами бывают также режиссёры, актеры, сценаристы.

Система продюсеров зародилась в конце 1910-х годов в Голливуде и стала естественным шагом к введению персональной ответственности за комплекс творческих, организационных и финансовых вопросов, без решения которых невозможны производство и прокат игрового кинофильма.

Ю. А. Кравцов, Основы киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие. СПб, 2006

Продюсер находит интересные идеи, продюсер знает, как идею превратить в проект, продюсер ставит задачи, продюсер знает, кто с этими задачами справится наилучшим образом, продюсер составляет смету расходов, продюсер находит деньги, продюсер сколачивает команду, продюсер торжественно вручает штурвал режиссёру, продюсер контролирует процесс, продюсер не дает творчеству главенствовать над задачами, продюсер знает, как устранить трения между Творцами, продюсер знает, каким должен быть продукт, чтобы его можно было продать, продюсер знает как продавать, продюсер гарантирует, что продаст, продюсер продаёт.

При всем сходстве с кинобизнесом мы пока не наблюдаем ничего подобного в дизайн-индустрии. Если какая-то дизайн-студия заявляет о том, что под каждый проект собирает (внутри своего коллектива) команду, идеально подходящую под задачи, то подобные заявления являются наглой ложью. Это противоречит принципам организации дизайн-бизнеса, в котором исключена оперативная перетасовка членов коллектива. Большинство времени дизайнер загружен работой под завязку, а команду под проект набирают по принципу «свободная касса!». Это ни хорошо, ни плохо, это жизненно необходимо. Если кто-то из дизайнеров поплёвывает в потолок, то компания теряет деньги. С этом случае надо либо увольнять какого-то менеджера за профнепригодность, либо сокращать какого-то дизайнера как штатную единицу.

Фрилансеры же не способны самоорганизоваться в эффективный творческий коллектив точно так же, как несколько актеров не способны снять фильм.

Из-за фабричной системы организации творческого процесса у нас так мало узких специалистов. У нас почти нет дизайнеров, которые специализируются, например, только на многополоске или только на фирменном стиле. У нас совсем нет отраслевых специалистов, когда, например, дизайнер лучше всех делает фирменный стиль для финансовых компаний, или лучше всех рисует плакаты для кинофильмов. Дизайнер должен уметь почти всё: должен работать во всех программах, уметь фотографировать и ещё желательно уметь рисовать руками. Это ни хорошо, ни плохо, это жизненно необходимо. Иначе дизайнер не найдет работу.

Между тем, все мы знает, как играет, например, Кевин Спейси. И продюсер это знает, и режиссер. И на какие роли его можно приглашать, и на какие нельзя, тоже всем понятно. Все знают, что он одинаково хорошо сыграет инопланетянина, маньяка или доброго семьянина, но будет неуместен в роли брутального полицейского спасающего мир верхом на астероиде. Только в нашем желторотом российском кино вечный алкаш Хабенский может сыграть адмирала начала прошлого века, «белую кость» и героя-полярника. Только в индустрии творческих услуг дизайнер, который вчера проектировал интернет-магазин, сегодня разрабатывает фирменный шрифт для трубопрокатного завода, завтра может рисовать флаер для вечеринки «Без трусов коктейль бесплатно».

Дизайнер мог бы сэкономить колоссальное количество времени и нервов, если бы не был озадачен вопросами поиска клиентов и организацией своего маленького бизнес-процесса. Он мог бы заниматься только той деятельностью, в которой он мастер. Не надо думать о способах оплаты, не надо думать о договорах и авторских правах, не надо рисовать корявый «оригинальный» шрифт или фотографировать модель на фоне светлых обоев, освещённую дрянным софитом и самодельным софтбоксом из простыни, — обо всём позаботится продюсер.

Спрос рождает предложение
Кризис вынес на пустынный берег сотни фрилансеров, которые обречены питаться чем Бог пошлёт, ещё тысячи будут убиваться на галерах «ведущих дизайн-студий» за миску похлёбки — толпы беспомощных творцов, большинство из которых не имеет понятия, как искать клиентов и как выгодно продавать свои способности. Голливудская система могла бы стать спасением для самых талантливых из них. Грамотные дельцы, организаторы от природы, вчерашние кинопродюсеры, которым спонсоры из-за кризиса показали фигу, могли бы импортировать схему «Голливуд» на рынок творческих услуг, создать себе имя и раскрутить участников своих проектов до уровня дизайн-звезд.

Но, чтобы на рынке возникло предложение от продюсеров, нужно, чтобы на них возник спрос. Не кинозрители (клиенты) построили голливудскую систему. Сама индустрия, сообщество кинопроизводителей решило «нам нужна такая система, она устроит всех, с ней мы заработаем больше денег». Спрос на дизайн-продюсеров должен возникнуть среди дизайнеров, среди творцов. Они должны понять, что работать в офисе на кого-то — это скучно и невыгодно. Они должны понять, что самостоятельно искать заказы — это трудно и нестабильно. Они должны понять, что работать совместно, но без лидера — это глупо. Они должны быть готовы к настоящей командной работе с людьми, которых раньше не видели. Они должны быть готовы делиться прибылью и славой.

PS: статья породила много вопросов к Александру, на которые он с удовольствием отвечает на своем сайте.

PPS: а также обсуждение продолжается в ЖЖ Александра.